Рождество – один из главных христианских праздников. Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православные Церкви его отмечают 7 января по григорианскому календарю. Относится он к двенадцати главным (двунадесятым) церковным праздникам Православной Церкви.

Справлять Рождество начали еще христианские общины Рима, а Третий Вселенский собор 431 года в городе Эфесе официально узаконил его статус.

Истоки праздника

Сам праздник установлен в честь рождения по плоти Христа девой Марией. Случилось это в соответствии с ветхозаветными пророчествами в городе Вифлиеме, куда Мария и старец Иосиф пришли на перепись населения. В Евангелии эти события описываются так:

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Евангелие от Луки 2:4-7)

После того как Мария родила младенца в яслях, к нему на поклонение первыми пришли пастухи, услышавшие ангела. Затем прибыли и волхвы, ведомые особой звездой, и принесли Христу в дар золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как Человеку).

Все эти события, так или иначе, отразились на праздновании Рождества среди разных христианских народов. Евангельские сюжеты находили свое отражение в традициях и обычаях отмечать церковный праздник. Интересный культурный пласт оставили Рождественские дни и в казачьей культуре. Сам праздничный цикл можно разделить на три части: пост, Рождество и святки.

Сочельник

Дабы приготовить себя к встрече с родившимся Спасителем, христиане обязаны соблюдать Рождественский (Филиппов) пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 7 января. Таким образом, 40 дней длится период, когда церковь предписывает воздерживаться от скоромной пищи, мирских веселий и усилить молитву.

Особое место занимает последний день перед Праздником, 6 января. Называется он Рождественский сочельник. Пост в этот день наиболее строгий, вкушать пищу не разрешается до появления на небосводе первой звезды. Делается это в память о звезде Вифлиемской, которая возвестила миру рождение Христа.

После вечернего богослужения вся большая казачья семья собиралась за столом. С предпраздничным ужином связано много обычаев. Хозяйки подавали двенадцать постных блюд по числу апостолов, в их числе обязательно присутствовали узвар (напиток из сушеных плодов и ягод) и на основании него варили кутью (блюдо из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда и орехов).

Сам праздничный стол украшался свечами и ветками, а под его скатертью и возле образов (икон) стелили сено. После молитвы все садились за предпраздничную трапезу. Старшие учили детей, рассказывали о событиях Рождественской ночи, пастухах и волхвах, пришедших на поклонение Спасителю.

Закончив ужин, все члены семьи обменивались заранее приготовленными подарками. После этого дети разносили кутью по станице соседям, крестным родителям и родственникам.

Христа славить

Поздним вечером сначала дети, а затем и взрослые шли «Христа славить» (колядовать). Иногда брали с собой картонную восьмиконечную звезду в память о звезде Вифлеемской, «вертепы», ящички со свечами и деревянными фигурками в виде пещер, в память о месте рождения Христа, или еще какие-нибудь атрибуты праздника. Некоторые вымазывали лицо копотью либо разноцветными красками, «рядились».

Так группы детей ходили по станице (хутору) и стучали в калитки казачьих куреней и хат. Считалось большим грехом для хозяев не пустить христославщиков. Связано это с традицией гостеприимства в православии, где каждый гость может рассматриваться, как посетивший хозяина дома сам Христос. Следовательно, откликнутся на просьбу гостя – угодить самому Богу, что поможет получить добрый ответ на Страшном суде.

Казачка Макеева Евдокия Ивановна (1930 г.р.) из хутора Ещеулова свидетельствует: «Бывало, как стукнеть двянадцать нощи, мама нас подымать и говорить: «Одевайтеся, болюшки, пора идти христославить!»

И всегда с нами отец ходил, потому, как одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и крищим: «Хозяева, пуститя Похристославить!» и они нас у дом зовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девщата сюда, а ребята чуть дальше, на святой угол перкрестимся и поем хозяевам, «Христославим».

Пели церковные песни, духовные стихи, просто детские колядки. За окном раздавали дружные голоса: «Можно похристославить?» Получив согласие, компания входила в дом и хором пела:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

После чего следовало поздравление хозяев с Праздником, пожелания здоровья и счастья. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами.

Обычай славить Христа еще с XVII века в аутентичном виде сохранился и у казаков-некрасовцев, пронесшим его через столетия.

Христославщик приходил к дому и говорил:

– Господи Исусе Христе помилуй нас.
Хозяин отвечал:
– Аминь!
– Евлампий Кирсанович, пустите Христа пославить.
– Добро пожаловать.
– Спаси Христос!
– Боже милостив буди нам грешным. Создавый нас Господи и помилуй нас. Без числа согреших Господи прости нас грешных.

После чего начиналось пение:

«Христос рождается, славите!
Христос в небе, срящите!
Христос на земле, возноситеся!
Пойте Господеви, вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися…».

По окончании пения христославщики читали «отпуст» и говорили:

– С великим торжественным праздником вас поздравляем Евлампий Кирсанович и Фёкла Ивановна.
Хозяева благодарили в ответ.
– Спаси Христос!
– Спаси Христос!

Гости продолжали.
– На многая лета, на многая лета! А теперя позолотитя христославов!
И, получая дары, говорили:
– Спаси Христос!

Хотя песни и детали обычаев могли отличаться, но обычай «христославить» и колядовать является общим для казаков Дона, Кубани и Терека.

День праздничный

Рождество для казаков – самый яркий, красочный, веселый праздник. С раннего утра 7 января вся станица спешила на литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Спасителя. Улицы, майданы, дома — все было готово к празднику, а церковные колокола возвещали людям о родившемся Христе.

Дома станичников ждали богатые угощения. К Рождественскому столу готовились заранее и основательно, а «холодные» помещения были забиты продуктами. После поста, когда христиане вкушали в основном крупы, хлеб и соленья, с разговением особое внимание уделяли мясным продуктам. Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон, и другие) колбасами, копченостями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи.

Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками. Одним из самых любимых среди традиционных Рождественских блюд для казаков слал студень (холодец), а также запеченный гусь либо индейка. Богатым был и выбор напитков, из которых можно выделить традиционное домашнее вино, вишневый морс, варенуху (компот из фруктов с красным вином). Делали множество разнообразной выпечки: булочки с маком и орехами, печенье, пряники.

После трапезы детей отправляли поздравить своих дедушек и бабушек, которым исполняли праздничные песни, стишки. Старики в свою очередь также поздравляли внучат.

Святки

После Рождества почти до праздника Богоявления (Крещения) длится праздничный период, называемый «святками». В эти дни христиане не постятся, а отдыхают. Казаки в это время обычно ходили в гости к близким и дальним родственникам, к друзьям, и сами принимали многочисленных зашедших посетителей. Были популярны игры, катания на санках, на конях.

Святки – время радости и добрых дел, время ожидания чуда, надежд на лучшее. В Рождественские праздники было принято особо помогать бедным, больным, сиротам, одиноким старикам, узникам.

В ночь на «старый новый год» традиционным блюдом были разнообразные вареники, с картошкой, капустой, сыром. Связано это с празднеством памяти святого Василия Великого, отмечаемого Православной Церковью 14 января по новому стилю. По домам ходили дети и «щедровали» со словами:

«Щедрык, вэдрык,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы».

Рано утром приходили «посевать», разбрасывая зерно по хате, приговаривали:

«Ходэ Илья на Васыля,
Бог ёго знае, дэ вин бувае,
У чистом поли там плужок ходэ
За тим плужком сама Матирь Божья,
Ризу носэ, Бога просеэ:
«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,
Всяку пашницю!»
Дэ царь ходэ, там жито родэ,
Дэ царыця – там пшениця!
С Новым годом, с новым счастьем,
С Васылём днём!»

Хозяева в свою очередь благодарили гостей дарами.

Заканчивались Святки 19 января большим православным праздником, Богоявлением. В народе этот день называют Крещением Господним, потому как Христос крестился в водах Иордана, во время чего на него сошел Дух Святой в виде белого голубя.

Троекратное погружение в воду во время таинства Крещения означает смерть, а исхождение из воды – воскресение. День накануне – строгий пост для православных христиан, «крещенский сочельник». Праздничным утром в церквях проводится служба с обязательным молебном и освящением воды, которая в этот день имеет особую благодатную силу.

Широко распространен в народе обряд купания в «Иордане», проруби проделанной в реке специально для этих целей, как правило, в виде креста. Считалось, что искупавшийся в этот день во время самых сильных «крещенских морозов» не только не заболеет, но напротив, – укрепит свое здоровье на целый год.

Рождественские традиции казаков тесно связаны с христианской религией. Пережили они не одну сотню лет. Живут они, несмотря ни на что, и сегодня. В них заключается мироощущение народа, его культура.

Если они исчезнут, народ может превратиться в безликую массу и исчезнуть.