Искусство «старого башмака»

1438

Сават — это исконно французский вид спортивного единоборства и система самообороны. Название происходит от слова savate («старый, стоптанный башмак»). Уже это показывает, что сават зародился там, где такую обувь носили — в низах общества, среди черного люда, уголовников, бродяг и прочих люмпенов.

Cама традиция такого рода поединков имеет давнюю историю. В древности территорию нынешней Франции населяли кельты, таинственный воинственный народ. Так вот, у них существовало грубое мужское развлечение — обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в разношенную обувь. В ходе таких поединков удары наносились и открытой рукой (ребром/основанием ладони, пальцами, всей пятерней). Время шло, но это развлечение под различными региональными наименованиями продолжало существовать и в середине XVII века стало особо популярным в регионе Прованс, в Марселе и других портовых городах юга Франции. В ходе состязания «же де Марсей» («марсельская игра») нужно было прикоснуться носком обутой ноги к телу соперника выше пояса. Для французских матросов такое «физо» было как нельзя кстати. Плавания в парусную эпоху были продолжительными, экипажи страдали от недостатка движения и потому были рады любому активному развлечению. Естественно, что они очень скоро стали использовать удары ногами во время драк в портовых кабаках по всему миру. Правда, ударная техника была еще несовершенной: при ударе в корпус и голову бьющий зачастую падал вместе с противником. Прием приспособили под среднего человека таким образом: боец упирался обеими руками в палубу, а ногой бил по верхнему уровню. Такой сават в его «природном» виде стали практиковать гражданские и военные моряки, рыбаки, контрабандисты, солдаты воинских частей на юге Франции.
А систематизироваться как единоборство он начал в конце ХVII века. За этим стояло сословие профессиональных охранников при дворах многочисленной французской знати, одновременно служивших учителями фехтования и самозащиты. Ведь в боевом фехтовании, например, те же мушкетеры, употребляли не только шпагу, но и вспомогательное оружие для второй руки (кинжал, кастет), активно шли в ход ноги. Со временем работа ногами приобрела самостоятельное значение. Мастерами савата становились именно учителя фехтования (Фанфан, Сабатье), а самым знаменитым мастером прослыл некий Батист, бывший танцор, освоивший искусство рукопашного боя при дворе герцога Беррийского. Он же разработал несколько ударов ногами по верхнему уровню, то есть в грудь и голову. Известными мастерами были некие Гаду, Миньон, Тулуз, Рошеро, Шампань, судя по отсутствию фамилий — люди низкого происхождения и общественного положения.

В савате этого периода удары ногой наносились носком, ребром или каблуком по голеностопному суставу, голени, колену противника, в пах. Корпус считался слишком высокой мишенью, хотя при случае били и туда. Были распространены также подсечки. Руки играли вспомогательную роль; ударными поверхностями были ребро/основание/тыльная сторона ладони, пальцы, ладонь вместе с пальцами. Кулак использовали реже, чем открытую руку. Цели для ударов руками находились в основном на голове: глаза, уши, горло, виски, нос, затылок. Удары как руками, так и ногами не отличались особой силой, но их скорость и точность, а также разнообразие взятых из боевого фехтования стоек и передвижений были впечатляющими. Неотягощенные понятиями благородства деклассированные и уголовные элементы привнесли в сават эффективные «подлости» — удары руками в голову с целью нанесения непоправимого ущерба и мгновенного выведения противника из строя (разорвав барабанную перепонку, перебив горло, выбив глаз и т. д.). Использовались удары головой, обманные финты. В уголовном савате также активно применялись кастет, дубинка, нож и прочее оружие. Получается, что путь «в люди» уже слегка упорядоченный природный сават проделал с помощью «эскримеро» — мастеров шпаги, плаща и кинжала, нанимавшихся за деньги как в охранники, так и в наемные убийцы. Лишь немногие их них смогли подняться до более-менее приличной жизни, большинство с годами опускалось на «дно», пополняя ряды черни, владеющей опасным искусством уличного рукопашного боя.

Романтический «шоссон»

В начале XIX века это развлечение дошло до Парижа, и из простонародно-криминального савата родился сават «романтический», более мягкий, делавший акцент вместо грубой силы на разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точность попаданий, «игру ног». Это был возникший в регионе Парижа «шоссон» (chausson — «мягкая туфля», «тапочек»). Он стал популярен значительно позже савата, а название появилось в 1829 году.
Шоссон никогда не практиковался на улицах. Он обитал в залах и поэтому требовал специальной, не повреждающей паркетный пол мягкой обуви без каблука, с подошвой из войлока или драпа, как для занятий танцами, фехтованием и иными упражнениями, где нужна «высокая нога». Появление этого стиля было связано с социальными факторами. Дело в том, что в залах (точнее, подвалах) тогдашних саватеров основную клиентуру составляли трудовой люд и обеспеченные молодые бездельники. Однако эффективные приемы уличной драки интересовали не только их, но и вполне добропорядочных буржуа, офицеров армии, полиции, людей свободных профессий. При этом благородная публика не желала общаться ни с «золотой молодежью», ни тем более с чернью. Занятие шоссоном позволяло элите быть сильной, не тренируясь долго и изнурительно. А ради сохранности лиц выгодных клиентов, обеспеченных людей, парижские наставники шоссона ввели в обиход пухлые кожаные перчатки.

Пик моды на шоссон приходится на 1830–48 гг. По сравнению с саватом он представлял более мягкий вариант единоборства, с широким употреблением ударов кулаками и захватов. Но при этом также ценилась не сила, а скорость и точность ударов, техника и ловкость бойца. Ногами стали бить не только по нижнему уровню, но и в корпус, чего в классическом савате никогда не было, а отличительным приемом шоссона стал молниеносный удар ногой в голову.
Попытку систематизировать сават предпринял Мишель Кассо. Родившийся в предместье Парижа, он вырос в жестоких уличных драках и имел репутацию опытного бойца. В 1824 году он опубликовал пособие, где выразительно описал различные приемы, применявшиеся им в боях. Эту свою систему он так и назвал: «сават». Она не имела ничего общего со спортом. Ее основу составляли прямые, боковые и круговые удары ногами, обутыми в грубые башмаки, по голеностопному суставу, голени, колену, паху. Руки требовалось держать преимущественно внизу для захвата ног противника и блокировки ударов в пах. При благоприятном стечении обстоятельств рекомендовалось бить открытой рукой по голове (нос, уши, горло). В неблагоприятных условиях не возбранялось применять палку, кастет, любое вспомогательное оружие.
Став знаменитым в течение недели, в 1825 году Кассо открыл первый официальный тренировочный зал на улице Бюффо в Париже, и к нему толпами повалил народ, поначалу в основном темные личности, потому что к савату в то время все еще относились как к уличной драке. Но со временем, по мере ужесточения набора и утверждения тренировочной дисциплины открылся ряд спортзалов, в которых занимались добропорядочные граждане и даже аристократы.
Постепенно во Франции сформировался дуэльный кодекс саватеров. Бои шли либо очень жестко («насмерть»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие единоборства велись в грубых ботинках, подбитых гвоздями, и здесь разрешалось практически все — удары в горло руками, ногами в пах и т. д. В более мягком варианте допускались удары подъемом ступни по голени и бедру, а руками разрешалось работать только по корпусу. Соответственно этому, параллельно сосуществовали два направления рукопашного боя: сават, боевое искусство простолюдинов и уголовников с его простой (даже примитивной) техникой и ставкой на жестокость — и шоссон, благородное дуэльное «фехтование ногами» аристократов. Именно поэтому у них оказалась разная судьба. Шоссон был поглощен французским боксом, его популярность пошла на убыль, и он в чистом виде почти исчез А вот классический сават продолжил жить в массах, особенно в сельских районах, и сохранился до наших дней как искусство жестокой уличной драки. Вскоре к этим двум стилям рукопашного боя прибавился третий — французский бокс.

«Французская нога» плюс «английский кулак»

Одним из учеников Кассо был 16-летний сын булочника Шарль Лекур. Боец от природы, он скоро стал мастером савата и фехтования тростью, параллельно овладевая английским боксом. Это искусство кулачного боя в сочетании с борьбой и дракой на шестах и дубинах практиковалось в Британии с древних времен. Первоначально существовало три стиля: вестморлендский, девонширский и кумберлендский. Из их смешения возник классический английский бокс, имевший даже общепринятый свод правил («Правила Бротона»). Он был эффективен и как спортивное единоборство, и как боевая система. Французам он был хорошо известен не только из-за портовых потасовок моряков: в парижских клубах любителей бокса преподавали английские специалисты. Задиристые от природы, англичане, хорошо работая в драке руками, презирали французов за удары ногами, считая это варварством и трусостью. А те в то время использовали руки в основном для блокирования и парирования ударов, так что преимущество боксеров, мощно бьющих кулаками по жизненно важным точкам, снова и снова становилось очевидным. Сам Лекур, в конце 1830 года сойдясь на ринге в зале Монтескье с одним из сильнейших английских бойцов Оуэном Свифтом, потерпел поражение. И решил создать собственную систему единоборства. Главной идеей было соединение «французской ноги» с «английским кулаком». Такой синтез должен был устранить некоторую ущербность бокса (ведь умелые ноги — мощное средство рукопашного боя), а введение перчаток и правил поединка должно было смягчить жестокость савата. При этом Лекур увидел, что «благородный» шоссон в большей мере отвечает его требованиям, чем «босяцкий» сават. Теперь нужно было хорошо «поставить руки». Пройдя курс боксерской школы Смита в Лондоне, он продолжил обучение в Париже у англичанина Адамса — и уже через два года создал «французский бокс» (la boxe francaise), систему, совмещающую французские удары ногами, приемы английского бокса, фехтовальные стойки, движения и выпады. Он начал его преподавать в 1832 году, издал правила «Кодекс чести боксера» и изложение основных технических приемов. В отличие от англичан, еще долго дравшихся голыми руками, сразу ввел перчатки. Оберегая свою систему от репутации уличной драки, он сменил дислокацию, перебрался поближе к центру, перестал принимать кого попало. У него теперь занимались молодые буржуа, адвокаты, врачи, журналисты, художники и даже такие знаменитости тех лет, как маркиз де Ноай и писатель Теофиль Готье. Считая, что настоящий мужчина просто обязан уметь фехтовать, Лекур преподавал своим ученикам помимо бокса фехтование тростью и иными подручными предметами. За 20 лет французский бокс утвердился в спортивных залах Парижа, окончательно сформировались его правила. Систему Лекура называли также «французским боксом сават» и «европейским кикбоксингом».

«Эпоха Шарлемонов»

Так называют период с 1862 по 1924 год в истории французского бокса. Работу по созданию французского бокса, начатую Лекуром, завершил Жозеф Шарлемон. Изучив сават на военной службе, он продолжил его совершенствование в парижской школе Виньерона. В 1862 году проехал туром по Европе, бросая вызов известным боксерам, фехтовальщикам на палках и другим бойцам — и победил во всех боях. Свой последний бой он закончил победой в возрасте 57 лет. А 28 октября 1899 года французы организовали публичный поединок, который должен был доказать превосходство их системы над английским боксом. Францию представлял сын Шарлемона Шарль, его противником был Джерри Дрисколл, бывший чемпион английской морской пехоты по боксу. Француз победил в 6-м (или 8-м) раунде ударом ноги в живот. Злые языки утверждали, что это был удар в пах, но судя по тому, что британцы результат не оспорили, все было корректно. Так была поставлена точка в долгом споре, кто лучше.

«Фехтование ногами» в XX веке

Две мировые войны унесли жизни многих лучших учителей и мастеров французского бокса, многих искалечили. Его популярность стала снижаться. Так, в 1937 году его практиковали 500 человек (для сравнения: в начале века — 100 тысяч!), а в конце 40-х годов — не более 100 человек! Французский бокс оказался на грани исчезновения еще и потому, что как спорт уступал английскому боксу по зрелищности, а как система самообороны был слабее классического савата. От полного забвения французский бокс спас граф Пьер Барузи, выдающийся мастер и многократный чемпион Франции, посвятивший этому единоборству 83 года из прожитых 97 (последний победный бой он провел в возрасте 70 лет!). На свои средства он арендовал залы, обучал и потом оплачивал тренеров, выпускал литературу и устраивал показательные соревнования. Его старания совпали с весьма похвальной реакцией французов на усиленное насаждение в Европе моды на восточные единоборства (каратэ, таэквондо, кикбоксинг). Французы ответили активным обращением к национальному наследию! Так что ко времени создания FIS — «Международной федерации французского бокса сават» (1985 год) — Федерация Франции насчитывала уже 25 тысяч членов. В FIS входят национальные федерации 60 стран мира, в том числе и России. Регулярно проводятся мужские и женские чемпионаты мира и Европы.

Не погиб и «старый добрый» классический сават. В настоящее время во Франции существует многочисленная группа «ортодоксальных» саватеров во главе с Мишелем Ниссо, ставящая своей целью сохранение и развитие именно этого исконно французского боевого искусства. Эта группа входит в Ассоциацию воинских искусств «Франкомба» (Francombat).

Сават как спорт

Сегодня французский бокс/сават — весьма зрелищный вид спорта. Его арсенал включает как ударную технику (ногами, коленями, руками), так и захваты, заломы, броски, болевые замки. Есть 3 вида поединков: контакт условный (технически верные, точные, быстрые, но не сильные удары); полу-условный (полноценные удары при использовании защитных средств) и полный (удары в полную силу на максимальной скорости, защитное снаряжение отсутствует). Бои проводятся на стандартном боксерском ринге 8×8 м и состоят из 2, 3, 4 или 5 раундов по 2 минуты чистого времени. Перерыв между раундами — 1 минута. Победить можно чисто (нокаутом) и по очкам. Весовых категорий по разным вариантам 14 либо 18. Экипировка саватиста такова: зубы защищены капой, пах бандажом, на руках перчатки весом 16 унций (454 г). Цветные полоски на них указывают на уровень мастерства: синяя, зеленая, красная, белая, желтая (ученические), серебряные (инструктор), золотая (профессор).В некоторых видах соревнований есть шлем, щитки, протекторы на тело. Боец одет в гимнастическое трико/комбинезон/спортивные брюки-майку. На ногах обувь типа боксерок с плотной подошвой и твердым носком. Наличие жесткой обуви «удлиняет» удар на 15–20 см. Да и вообще, дистанция ударов ногами в савате значительно больше, чем в других единоборствах. Дело тут не только в экипировке, но и в тактической установке, записанной в правилах еще в 1832 году: «Удар ногой наносится с такой дистанции, чтобы соперник не мог достать вас рукой». Такие удары эффективны против соперника, делающего ставку лишь на работу рук, не только не давая ему выйти на среднюю дистанцию: они обладают и сильным поражающим эффектом. Но это не означает, что во французском боксе/савате не важна хорошая работа рук. Еще легендарный Жорж Карпантье, чемпион Франции 1907 года, одновременно был чемпионом мира по боксу среди профессионалов. Современные представители французского бокса/савата становились чемпионами мира и по кикбоксингу различных версий. Так, чемпион мира и Европы голландец Эрнесто Хуст стал также чемпионом мира по тайскому боксу и выиграл самый престижный в мире единоборств профессиональный турнир К-1 в Японии.

Запрещенные приемы: удары ниже пояса (за исключением ударов ногой по ноге), ногой по затылку и макушке; для женщин — любые удары в область груди. Соперника также нельзя тянуть/толкать, удерживать и бить, когда он лежит на ринге/пытается встать, бить ногами с опорой рук на пол или канаты, затягивать время поединка. Как система самообороны он позволяет драться против нескольких противников, и тут разрешено все, в том числе работа с подручными предметами — палкой, тростью и т. д.
Французский бокс/сават входит в систему подготовки военнослужащих французской армии, а также в обязательную программу многих учебных заведений, практикуется как рекреационный (восстанавливающий здоровье) вид единоборства.

Сават в России

Россию с саватом познакомил Эрнест Лусталло, выпускник Жуанвильской высшей школы спорта, знаменитой своей четырехсторонней защитой для кругового ведения боя. Прибыв в Петербург по приглашению «Атлетического общества доктора Краевского», он 16.03.1897 г. продемонстрировал новый для России вид спорта и сразу же начал занятия с желающими. В 1899 году прошел 1-й чемпионат страны по французскому боксу. После революции сават был запрещен для преподавания населению и в СССР не культивировался. Доступ к нему имели лишь спецслужбы.
Возвращение савата произошло через 90 лет, когда в СССР приехала французская делегация, в составе которой были чемпионы мира и Европы (Ришар Силла и другие). Их задачей была популяризация французского бокса с претензией на включение его в программу Олимпийских игр. На показательных выступлениях в Москве и Ленинграде они продемонстрировали необычную технику спортивного единоборства. Вскоре была создана Федерация французского бокса России, ныне возглавляемая Э. А. Курчинским.
В 1991 году состоялся дебют России на чемпионате мира в Париже: серебряные медали завоевали петербуржец Александр Иевлев и Вадим Лапин (Архангельск), проигравшие лишь чемпионам мира и Европы. А с чемпионата Европы 1992 года наши бойцы привезли уже 3 золотые, 1 серебряную и 7 бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), одолевший титулованного француза Валери Буше.

1-й чемпионат России прошел в1992 году в Екатеринбурге и собрал спортсменов из 7 регионов. С 1995 года эти чемпионаты проводятся в Санкт-Петербурге. Кроме города на Неве, центры развития французского бокса/савата действуют в Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, Республике Саха.На сегодняшний день петербургская школа по праву занимает первое место в России. С 1992 года петербуржцы неизменно занимают первые позиции на турнирах по французскому боксу, завоевывают «золото» чемпионатов Европы и мира.